МТЛБу представляет собой гусеничное шасси, оснащенное универсальным корпусом. Демилитаризованный тягач, имеющий высокую проходимость и подвижность на пересеченной местности (воде, суше), был создан советскими инженерами для перемещения различных грузов, пассажиров, проведения спасательных операций, геологоразведочных работ, освоения месторождений, а также установки оборудования станций.

История создания

Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе в 1967 г. в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР начал разработку и освоение 122-мм самоходной гаубицы, которая именовалась 2С1 Гвоздика.

Изначально САУ была выполнена на базе МТЛБ, гусеничный движитель которого состоял из шести подвижных опор. В ходе проведения проверочных тестов эта платформа не смогла обеспечить определенную мощность и необходимую силу тяги. Была сконструирована новая модель гусеничного шасси, укомплектованная седьмым опорным катком. Корпус шасси был удлинен на 810 мм и назван МТЛБу (многоцелевой тягач легкий бронированный удлиненный), на который и была установлена 122 мм САУ.

Перед Харьковским тракторным заводом была поставлена задача провести быстрое освоение самоходной установки САУ. И уже в августе 1969 г. прошли испытания 4 образца военной техники под контролем Министерства обороны.

Попутно в СССР полным ходом велись работы по созданию КСУАО (комплекса средств автоматизации управления артиллерийским огнем) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, которые должны были отвечать возросшим требованиям к вооружению и бронезащите. Что также предполагало совершенствование колесных и гусеничных шасси, которые позволили бы достичь высокой скорости движения, с большой силой тяги и высокой проходимостью. Военная техника нового поколения становилась технически более сложной, и поэтому более тяжёлой. В связи с этим стало необходимым срочное освоение и скорейшее введение в эксплуатацию новых элементов техники (моторов, шасси), обеспечивающих ее легкую мобильность при большой грузоподъемности. Эти и другие факторы в определенной степени способствовали разработке МТЛБу (изделия 10), созданного на базе МТЛБ ведущими инженерами, конструкторами Харьковского тракторного завода.

Отличительные особенности МТЛБу от МТЛБ:

  • Наличие дополнительного опорного катка, вследствие чего давление на почву распределяется более равномерно.

  • Большая внутренняя вместимость за счет увеличения высоты корпуса.

  • Установка отсека управления за отделением силовой передачи позволяет более плавно передвигаться, изменять силу тяги.

  • Наличие кормовых дверей.

  • Отсутствие пулеметной башни. На КСУАО установлена поворотная башня, имеющая конусообразное строение и служащая для размещения оптических приборов.

  • Наличие более мощного двигателя ЯМ3-238Н позволяет развивать высокую скорость движения.

  • Оснащенность передними и задними гидродинамическими щитками гарантирует легкую управляемость при изменении направления движения и полный ход тягача на воде без потери скорости вращения гусениц.

  • Присоединение в 1985 году ВСУ (вспомогательной силовой установки) дает возможность использования дополнительной энергии транспортером.